Приехали?

Изображение пользователя Школяр.

Речь идет о дистанционном взаимодействии в eLearning, о том, где мы находимся сейчас, и куда двигаться дальше.

Автор: Judith V. Boettcher
оригинал статьи: http://campustechnology.com/articles/2009/04/01/elearning.aspx
Перевод: Vladimir Volkov



Много лет мы старались «восполнить» нехватку синхронного взаимодействия лицом к лицу с учениками в процессе дистанционного обучения. На удивление быстро мы достигли момента синхронности, близкого к общению «с глаза на глаз». Хотя мы все еще не можем протянуть руку и прикоснуться к собеседнику, но мы уже можем преподавать и учиться дистанционно, сотрудничая естественными способами, видя и слыша друг друга в режиме реального времени.
Новая технология от Elluminate (Elluminate – проприетарная программа, в свободном ПО можно привести в пример Ekiga – прим. мое), например, позволяет группе до шести человек видеть друг друга – что отлично подходит для организации собраний маленьких групп или для презентаций. Инструменты в Wimba Coolaboration Suite (еще одна проприетарщина – прим. мое) поддерживают звуковые коммуникации на любой вкус, включая обмен мгновенными сообщениями; звуковой автоответчик; мгновенную передачу сообщений; создание контактов и расписаний встреч, уменьшая тем самым расстояния и экономя время. А Adobe Connect позволяет создавать видеофрагменты лекций, когда в результате получается содержимое, сразу готовое к обсуждению и комментариям в реальном режиме времени. Даже используя только сотовые телефоны, мы найдем множество приложений, которые сегодня делают дистанционное взаимодействие мгновенным, синхронным, и мобильным.
Это значит, что надоевшие всем вопросы начинающих преподавателей дистанционного обучения - "Да, но как я буду читать лекции? Как я буду проводить в классе обсуждения?" и "Как я смогу оценить усвоение материала, когда я не вижу студентов?" – по большей части получили ответы. Вы уже догадались, что дальше? Теперь мы задались новым вопросом – «а так уж важны, на самом деле, лекции?» Основываясь на сегодняшнем возросшем понимании процесса обучения, мы спрашиваем: «А какие процессы, на самом деле, отличают индивидуальное и коллективное обучение?"
Инновационная модель, представленная в 1999 году R.S. Rosenbloom (Harvard Business School Press) описывает три стадии развития любой новой технологии: имитация, возрастающее улучшение, и преобразование. Проецируя эти стадии на текущее состояние развития инструментов дистанционного взаимодействия, можно предположить, что мы определенно достигли стадии имитации (добившись того, что онлайн-класс и аудитория в школе или университете фактически эквивалентны), и теперь мы находимся в гуще нововведений, постоянно расширяющих возможности этой учебной среды. Одно из таких новшеств – это возможность фиксации процесса преподавания во время прохождения учителями курсов повышения квалификации. Это позволяет повышающим свою квалификацию учителям и их инструкторам рассмотреть, проанализировать и обсудить все тонкости конкретного учебного процесса так, как это невозможно было сделать в прошлом.

Инструменты процессов преобразования

Процессы преобразования дистанционного взаимодействия, похоже, растут как грибы после дождя, и, в некоторых случаях, даже расцветают. В справочнике по Web 2.0 описаны буквально тысячи приложений, поддерживающих дистанционное взаимодействие самыми разными способами и в самых разных формах. Естественно, наличие выбора из тысячи инструментов не делает нашу жизнь проще! Однако, стали ясными по крайней мере два преобразующих сдвига: первый – это большая ориентированность на процесс обучения, чем на результат; второй – расширение понятия «ученика».
Положительным моментом, надо заметить, является то, что большинство из этих инструментов малы размером, свободны и богаты функционалом, и легко найдут свою дорогу к рабочим столам учебных заведений, и других, связанных с ними, служб. А перед нами встает важный вопрос: «Как мы будем использовать эти инструменты для перестройки образования и процесса обучения?» Кроме того, мы могли бы спросить наших учеников и учебные заведения, нужны ли им эти преобразования? Из исследования K.N. Hayles мы знаем, что ученики особенно вовлечены в процесс обучения тогда, когда они испытывают чувства «автономии, компетентности, и общности (связанности с другими людьми)» (см. «Socializing the CMS» CT July 2008). Таким образом, более точно вопрос мог бы быть сформулирован следующим образом: «Какие инструменты преобразований, помогающие дистанционному взаимодействию, развивают подобные чувства среди учеников и поддерживают эти чувства в учебном заведении?»

Два преобразующих сдвига

Два преобразующих сдвига в обучении и изучении (в значительной степени из-за инструментов дистанционного взаимодействия) теперь кажутся почти ясными. Первый – углубленное сосредоточение на процессе обучения, а не на продукте. Это значит, что процессы обучения становятся наглядными; в прошлом учитель говорил – «покажите вашу работу», сегодня он всегда ее видит. Второй сдвиг – расширение самого понятия «ученик». Он означает, что на смену «обучения, направленного на ученика» пришло «обучение направленное на ученика, как элемента сообщества». Этот второй сдвиг увеличивает важность контекстов изучения, включая социальные влияния и глобальные потрясения. Давайте рассмотрим более подробно каждый из этих сдвигов.

1) Сдвиг в процессах обучения

Традиционная стратегия оценивания основной упор делала на материальных результатах обучения, как на способах определения уровня развития навыков, отношений и знаний. В большинстве случаев мы обращали внимание в первую очередь на продукт (экзамены, письменные работы, табели и награды), по той простой причине, что эти вещи мы могли видеть и оценить. У нас не было инструментов, чтобы зафиксировать индивидуальный процесс обучения или индивидуальный вклад в общественную работу учащихся. Определенной характеристикой новых технологий Web 2.0 является то, что они позволяют зафиксировать сам процесс обучения в реальном времени. Дистантные технологии взаимодействия открывают черный ящик процесса обучения.
Теперь мы можем видеть, что обучение происходит посредством блогов, Wiki, программ голосовой связи, форумов, видеозаписей занятий в классе и аудиозаписей. У этих инструментов, так же как у инструментов новой "личной информатики", таких как Mycrocosm (который позволяет сохранять информационные фрагменты в виде графов) и Daytum (сервис для сбора и просмотра ежедневных данных) есть все возможности для того, чтобы зафиксировать мелкие подробности процесса обучения. Вместо обсуждения или подсчетов любимых фильмов, книг или продуктов питания, новая личная информатика, при помощи обучающих приложений, могла бы помочь нащупать и зафиксировать связи, аналогии и способности, развитые во время учебы. Фактически, эти инструменты могли бы помочь найти ответ на интригующий вопрос: «Какие части данных должны сложиться в вашей голове, чтобы вызывать понимание?» Все больше и больше в центре обучения будут находится творческие процессы и обучающие действия.
Одна из пяти тем проекта «Как люди учаться» (Как люди учатся: мозг, мысль, опыт, и школа; The National Academies Press, 19), была сосредоточена на познании учениками собственных метапознавательных процессов. Новые инструменты позволяют студентам зафиксировать a) что они знают и думают в начале курса обучения, а затем b) зафиксировать способы, которыми их мышление расширяется, перестраивается и наполняется новыми идеями и информацией во время взаимодействия с другими студентами. Как часто замечают сыщики в детективах: «Одна деталь может изменить всю картину!»

2) Сдвиг к восприятию «ученика в рамках сообщества»

Сдвиг от восприятия учащегося как отдельной личности к социальному восприятию его как «ученика в рамках сообщества» происходит из-за социальной природы инструментов дистанционного взаимодействия, которые являются неотъемлемой частью учебных онлайн-курсов. Ученики создают учебные дневники с блогами, которые открыты для их друзей, позволяя делать комментарии и дополнения. Факультеты правописания, в частности, находят, что блоги объединяют в себе наглядность размышления перед написанием, с мощной реакцией аудитории (которая создает петлю обратной связи) в процессе формирования мыслей ученика. Это еще сильнее сосредотачивает нас не на результате, а на процессе обучения, когда учащийся черпает свой опыт в коллективном знании сообщества. Сдвиг к восприятию «ученика в рамках сообщества» хорошо поддерживается инструментарием Wiki. Ученики могут сплотиться в работе над проектом, в котором используется множество инструментов видео и аудио взаимодействия, создавая свой коллективный продукт, такой как wiki.
Поскольку учеба все усложняется, инструменты дистанционного взаимодействия отражают эту сложность. Новые инструменты взаимодействия делают коллективные проекты, проблемное обучение и развитие навыков более подлинными. Ученики становятся cо-учениками и, когда хорошо учатся, cо-учителями, принимающими ответственность за других в пределах учебного сообщества. В этом процессе студенты развивают мета-познание, понимание их собственных процессов обучения, достигая автономии; они развивают компетентность в процессе совместной работы над задачами и продуктами других учеников; и они развивают чувство общности, связанности с другими при взаимодействии в пределах сообщества.
Теперь мы подошли к моменту, когда пора поставить новый вопрос: «Какие именно процессы обучения и преподавания должны быть изменены, и что должно быть результатом этого изменения?»

Мои комментарии:

Вероятно, трудно читать перевод, сделанный не профессиональным переводчиком. Если это так, приношу свои извинения. Несмотря на это, надеюсь, что кто-то все же дочитает эту статью до конца, и прочитает эти комментарии. В этой статье, кроме описания воздействия новых инструментов обучения (таких, как wiki), есть одна, очень важная для нашего образования вещь. Эта вещь особенно важна тем, что в нашем образовании она отсутствует как таковая. В статье несколько раз упоминается термин «metacognitive» (метакогнитивный). Речь идет о том, что для успешного обучения ученику необходимо понять, как он (лично он, а не абстрактное человеческое существо) усваивает знания. Знание о процессах собственного познания (именно это обозначается термином «метакогнитивный») это просто переиначивание древнейшей формулы «человек, познай самого себя». Самые драгоценные возможности теряются в школе от того, что кто-то от природы более приспособлен к принятой системе изложения знаний, а кто-то менее. Но у каждого из нас в голове находится чудесный биокомпьютер с самым открытым и свободным для нас программным продуктом: нашими навыками мышления и познания. Эти навыки нужно изучать, их можно менять в весьма широких пределах и улучшать на протяжении всей жизни. Почему школа не учит этому? – как и автор статьи, я позволю себе остановиться на этом полуриторическом вопросе. Может быть, кто-то прочитает эту статью, доберется до этого вопроса и напишет мне письмо, в котором даст ответ. Я буду очень рад.
Пишите мне на: shkoliar [sobaka] gmail [tochka] com