Иллюзия свободы

Изображение пользователя Niknikovich.

Аллегория
Было темно. Холодный ветер дул непрерывно, и снег, залепляющий толстой пеленой глаза, не позволял увидеть даже концы собственных лыж. Тропа получалась плотная и четкая, но зарастала сама по себе, и случайный путник уже через некоторое время мог и не различить две колеи лыж в непрерывно нарастающем сугробе.
Где-то впереди горели огни цивилизации, но расстояние до них угадать не представлялось возможным. И лямки рюкзака неумолимо тянули назад, и легче он почему-то не становился.
Сзади послышался рев мотора. Кто-то очередной нагонял, разрезая сугроб мощной рельефной дорожкой.
- Все топчешь?
Голос водителя был знаком, но усталость и снег не давали разглядеть лицо говорящего.
- Топчу. А у тебя что, новый?
- Да. Ты разве не в курсе? Министерство выдало каждому такой снегоход. Фирменный. Правда бензина только до конца года, а дальше, говорят, учреждениям самим придется закупать.
- Я в курсе. Поэтому и взял лыжи. Как-никак надежнее, и топлива не просят.
- Ну топчи-топчи. Авось пробьешься.
Покрутив у виска, водитель завел мотор своего бензинового монстра, на капоте которого красовался флаг, состоящий из четырех цветных квадратов. И еще надпись какая-то.
Я тоскливо посмотрел ему вслед, потом перевел взгляд на мои лыжи. Изображение забавного пингвина на них как-будто мне подмигнуло хитро: «Не грусти, прорвемся!». Бред! Надо двигаться дальше, а то примерзну тут.
И пошел вперед. А в голове звучал голос того чиновника, который что-то пел про Наш Отечественный Снегоход, разработка которого уже почти завершена. О том, что это чудо техники не будет требовать дозаправки. Что инструкция к нему будет на чисто русском. И он будет еще надежнее, более проходим, и даже если сломается, то служба техподдержки сразу поможет. Да мало ли что еще он там наплел. А пока потерпите, мол, лыжами тропу потопчите... А кто-то посмелее скинулся на американский снегоход.
Цифровой ветер не прекращался, а только становился сильнее и все больнее резал лицо. Сугроб же был таким, словно вырос не из отдельных снежинок, а будто информационная лавина пронеслась мимо.
Шел уже четвертый год, не останавливаясь, не оборачиваясь, не обращая ни на кого внимания. Как пионер прокладывал тропу для тех, у кого не хватит топлива, или сломается мотор, или когда закончится лицензия на снегоход. Иногда натыкался на следы других пионеров и понимал, что не один. Порой встречал кого-то из них, и тогда шли группой, и след становился четче, глубже. И тем, кто шел следом, становилось легче, дышалось свободнее...

Рассуждения
Поднимите руку, кто узнал себя в этом рассказе! В какой роли: пионера-лыжника или водителя снегохода? Все последующее будет интересно только пионерам.
Товарищи, поговорим о свободе. Я имею в виду ту свободу, которую предоставило нам государство взамен зависимости от пакета программ из «Первой ПОмощи». Или, если не кривить душой, иллюзию этой свободы. Почему я так считаю? Посудите сами.
Действие лицензии СБППО «Первая ПОмощь» завершилось 31 декабря 2010 года. Компетенция выбора программного обеспечения для своих учреждений переложена на руководителей на местах. Но есть ли право выбора? Для тех регионов, где в органах региональной власти приняли решение приобрести лицензию компании Майкрософт, в образовательных учреждениях будет выбран MS Windows и Office. Или вы считаете, что кто-то откажется от такого блага в пользу СПО? Как бы за такую самодеятельность голова с плеч не полетела (деньги вложены немалые). Это выбор? Отнюдь!
А в регионах, которые не решились на приобретение лицензий американской корпорации, а «купили» соглашение с отечественной компанией на техподдержку «нашей» операционной системы? Здесь еще хуже. Те из школ, которые не готовы к молниеносному (не за три года, а прямо сейчас) переходу на СПО (читай — практически все), будут ломать голову, где взять лицензию хоть на часть ПК. А вышестоящие органы, уверен, будут давить и мониторить их в направлении внедрения свободного ПО еще интенсивнее, чем раньше. Школы, в свою очередь, будут продолжать уверять своими отчетами, что СПО у них внедрено более чем в 50% объеме. А сами продолжат покупать лицензии на Windows, офис и антивирус, вместо того, чтобы потратить деньги на обучение сотрудников или наем технических специалистов. Почему? Да все просто: не создано условий для перехода!
Моя школа должна и может перейти на СПО. Я готов удалить Windows и MS Office со своего ПК на рабочем месте, но не буду. Ведь тогда я не смогу работать с тем объемом электронного документооборота, который до сих пор происходит в закрытых форматах и привязан к конкретным продуктам MS, а порой даже их определенным версиям. На всех уровнях. Я не смогу распечатать олимпиадные задания с формулами и таблицами, созданными благодушными методистами в «седьмом» офисе. Я не сумею заполнить региональную базу данных ЕГЭ, не увижу всех прелестей автоматизированных электронных таблиц, присылаемых великодушными сотрудниками министерств или комитетов. Я не уверен, что получится без продуктов MS осуществить автоматизированный процесс заполнения аттестатов. Я теряю сознание, когда вижу требования к ПО для проведения олимпиады по информатике (такой набор был в СБППО, но теперь его нет). Да мало ли чего еще.
А ну как попробую свои отчеты, мониторинги, справки сохранить в свободных открытых форматах и выслать их в органы управления. Уверен, поколотят.
А я три года не тратил зря. Апробировал, внедрял, исследовал, изучал. И к указанному сроку был готов перейти. А окружающих убеждал: «Одумайтесь, проснитесь! Внедряйте СПО, потом поздно будет!». И тут БАЦ — еще один год отсрочки. Пионеры оказались не у дел.
Так что это, по вашему, товарищи — свобода? Нет — иллюзия свободы!
Откланиваюсь.

Ситуация все же на так печальна

Не так давно формат ODF (Open Document Format) который реализован например в Open|libreoffice принят как государственный, так что советую на всякий спущенный сверху документ в формате xls или doc отвечать документом в формате ods или odt соответственно. Имеете полное право. А еще, напомните чиновникам о распоряжении Путина 2299-р.
Ну, и аллегорию про снегоход и лыжи... Вы просто не умеете их готовить. У меня, например, лыжи с турбонаддувом ;)
Нет, серьезно. Многие вещи и проще и быстрее делаются в линукс.
Кстати, тема для отдельного поста - "какие задачи у вас не получается решить в Линукс?" Вот все кого это интересует и получили бы ответ.
Я бы сравнил (острожно) линукс и винду как коробку с ручным управлением и коробку автомат. Думаю всем понятно, что умеющий водить машину с механикой за пол-часа разберется с автоматом - обратное совсем не верно!
Кстати, нынешние современные автоматы (CVT) - это те-же ручные коробки с автоматическим управлением! И воспользоваться всеми преимуществами сможет только человек, понимающий, как работать с механикой (или будет ездить плавно, медленно и нудно). Так что жизнь как всегда идет по спирали!

Изображение пользователя Школяр.

Главная нота

этого поста - не недостатки Linux. А безобразное совершенно поведение министерства образования, которое не может сказать ни "а", ни "б", ни нашим, ни вашим. Вместо вменяемого и исполняемого плана действий по переходу - хаос. Переходим, но остаемся, одна нога тут, другая там - как в результате ошибки сапера.
А в результате как всегда: чем более инициативным был человек, чем больше он вложил сил и времени, тем больше он страдает после. Уже писал про это однажды - в нашей стране добрые дела не просто не вознаграждаются, а наказываются в обязательном порядке :)
Нет проблем с СПО, есть проблемы с руководством образованием, ИМХО.

Вот именно переходим

но остаёмся.
Сегодня узнал что у нас в республике продлили использование Windows по видимому на год.
Абыдна да (с)

Изображение пользователя Школяр.

Все правильно.

А теперь, когда все сказанное вами - совершенно правильно, давайте вместе подумаем - а как было надо сделать? Что можно сделать сейчас, сегодня?
Насчет "свободы и иллюзии свободы" - вы смешиваете два разных понятия, СПО, свободное программное обеспечение - это одно, а свобода Вас - как личности, учителя, простая человеческая свобода от произвола чиновника - это другое. Первое уже готово для всех, но вот со вторым - большие проблемы. И проблемы эти не лежат в плоскости СПО, куча примеров, когда школа и учителя так же страдают вне всякой связи с СПО, взять хотя бы подушевое финансирование, введение которого приводит к вымиранию малокомплектных школ. СПО виновато?
Думаю, что этот вопрос стоит пообсуждать еще и еще, может быть в конце концов от стонов и плачей мы сможем перейти к каким-то конструктивным для школы и образования вообще действиям и поступкам.

Изображение пользователя yuliya.

с опозданием...

но все же включаюсь в эту дискуссию
У нас все то же самое - продлили лицензию всем на год..Не за так, естественно, а за деньги, причем внебюджеты школ привлекли..Из 18 школ моего района две не стали покупать вместе со всеми ( одна школа бедная, другая умная:))Они ставят СПО на большей части машин, на тех, на которых нет предустановленных ОС. И хотят учить своих педагогов ( и мы им усиленно помогаем в этом) . Все остальные чуть успокоились и тянут опять ту же песню: "один раз разрешили продлить, и второй раз продлят...чего дергаться" Но учебный центр, который я представляю, гнет свою линию - есть определенные обязательные для обучения использованию СПО цифры слушателей, стараемся удерживать их, убеждаем,ну это не интересно писать.. Интересно другое..
О чудо!, специалисты городского управления образования должны в конце этой недели сесть за парту, то бишь за компьютерный стол. Будут осваивать СПО!:)) Предвижу очень "позитивные комментарии" этой категории слушателей, но это не впервой! Как будут продвигаться события дальше - расскажу!
Пользуясь случаем, обращаюсь за помощью..А подскажите, кто знает, какой документ за подписью Путина обязывает использовать в качестве официального документооборота использовать форматы открытого офиса и где этот документ есть(ссылку прямую. если можно) Спасибо!

Правительство

Правительство Российской Федерации

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 17 декабря 2010 г. № 2299-р

Свобода личности

учителя - в нем самом. Возможно мне повезло и меня за все мои 21+ год в школе никто не контролировал (компетенции не хватало?!), но я делал, что считал нужным и учил детей так, как считал нужным.
Строчки плана (который требуется записать в журнале) совсем ничего не говорят, что на самом деле было на уроке...
Главное не чувствовать себя делающим что-то незаконное. Но с этой стороны руки развязаны полностью, СПО легализовано.
А вот с требованиями чиновников, если они расходятся с действительностью, надо бороться их же методами - тыкать в нос в постановления и распоряжения вышестоящего руководства. Да, они это не любят и могут в силу мерзопакостности своего характера попортить нервы учителю, но по большому счету, кидаться учителями они не могут. Хороший специалист всегда нужен. Я пожил некоторое время в сибирской глубинке - меня рвали на части, приходилось работать на 3-4 работах: и сайты вести для администрации и в школе преподавать и настраивать-ремонтировать и центре доп. образования преподавать...
Главное, как человек сам себя поставит. Если у него перед глазами "планка", выше которой он не может прыгнуть (Ну, куда я пойду работать, если не в школу, я не найду другой работы и т.п.), тогда дело плохо. А если быть в себе уверенным и также уверенно заявить мелкопоместному чиновнику: "Я без вас обойдусь, обойдетесь ли вы без меня!" Вот это поменяет дело.
Кстати, большинство тормозов (при внедрении нового) возникает именно из человеческого, кадрового вопроса...
Мне приходилось много разговаривать с директорами школ, и основная их проблема не в том, что они не хотят линукс, в том, что "Мариванна сказала: - "или я или этот ваш люникс"... А кто работать будет?".
"Многабуков" написал. Как вывод - надо просто работать, работать с тем, что есть, получать удовольствие от изучения нового и делиться этой радостью с учениками, а наверху все само устаканится. Правительственная машина очень медленная, но неотвратимо катится в нужном направлении. Единственно чем мы сейчас можем ее подтолкнуть - комментариями к новым стандартам.

Закрыть глаза и дышать глубже..

Все просто: есть деньги - наслаждайся жизнью, а остальное все - от лукавого. Жизнь так устроена. Червячки обижаются, что их едят птички. У птичек - другое мнение.